infofishing.ru

Навигация по сайту

  •   » стр.: 1, 2, 3, 4, 5


Поиск на сайте



Реклама

Актуальная информация k-flex st на нашем сайте.


Наш опрос


Да
Нет
Всё равно


infofishing.ru » Статьи

Троллинг - кайф по-американски

Владимир Богачев

В 90-м году моя профессиональная карьера впервые привела меня в США.

Волею судеб я оказался в штате Висконсин, на самом берегу одного из пяти великих американских озер - Мичигана. Каждый уикенд по утрам я смотрел по телевизору не отрываясь все рыболовные программы подряд. И, к своему удовольствию, обнаружил, что нахожусь в месте, где наилучшим образом представлен тогда еще совсем не знакомый мне вид ловли озерной хищной рыбы - троллинг.

Увиденное мною в рыболовных телешоу троллинговое оборудование профессионалов и то мастерство, с которым они обращались со всем этим оснащением, повергло меня буквально в шок. Больше всего поразило даже не количество удилищ с различными приманками, одновременно установленных с обоих бортов их специализированных катеров, а то, с какой точностью, буквально до полуметра, их приманки проходят по горизонтам глубин, где именно в этот день наиболее активен хищник.

Троллинг - кайф по-американски

Многие телевизионные программы рассказывали о возможностях троллинговой рыбалки не только на пресноводных водоемах, но и в Атлантике и Тихом океане, что еще больше усиливало впечатления от увиденного.

Поражала экипировка стоимостью, иногда превышающей семизначную цифру, - огромные белоснежные каютные катера, мощнейшие удилища, способные подвести к борту акулу, марлина, рыбу-парусника и зубастую барракуду, и катушки, напоминающие своим видом симбиоз автомобильной лебедки и кастрюли. Да и сам внешний вид крепких загорелых мужчин в ярких рубашках и шортах, частенько с сигарой в зубах, внушал какую-то спокойную уверенность в их завтрашнем дне. А с каким удовольствием эти парни после поимки очередного океанского монстра дули со своими длинноногими спутницами низкокалорийную безалкогольную продукцию!

Вид всего этого непроизвольно всколыхнул воспоминания о колоритных соотечественниках с бутербродами, разложенными на газетке, причем натюрморт этот обычно венчала металлическая фляга с огненной водой. Как правило, поодаль можно было увидеть причаленное к берегу утлое деревянное плавсредство, предоставленное рыболовной базой, и непременные атрибуты родных пикников - разбросанные целлофановые пакеты, битые бутылки, ржавые консервные банки, оставленные предыдущей экспедицией.

Громогласные реплики восторга по поводу правдивого рассказа одного из собравшихся на привале частенько оглашали близлежащие деревеньки всей красотой эпитетов родного и могучего языка. И после очередного принятия вовнутрь собравшиеся, смачно затянувшись «беломориной», вновь погружались в поэтическую атмосферу нового повествования.

Но в этих воспоминаниях была лишь малая толика иронии. Находясь по ту сторону океана, я невольно чувствовал какую-то ностальгическую причастность ко всему этому.

По прошествии добрых пятнадцати лет изменения в сознании нашего рыболовного братства и общий рост благосостояния людей во многом затронули само отношение к рыбалке как таковой. Коренные сдвиги в охране окружающей среды, постоянное стремление «продвинутой» части наших рыболовов к освоению новых, прогрессивных видов современной ловли, отказ от многих «вредных привычек», когда-то бывших непременной частью рыболовных походов, - сегодня все это вселяет безусловный оптимизм.

Поняв, что объять необъятное мне никак не удастся, я сфокусировал свое внимание на ловле троллингом судака и щуки как наиболее применимой в наших условиях. Перво-наперво передо мной встал бюджетный вопрос, ведь настоящее троллинговое оборудование стоит немалых денег.

К этой проблеме каждый рыболов должен подойти индивидуально и весьма прагматично. Ассортимент плавсредств и моторов, представленных сегодня на рынке, огромен. Мой выбор был обусловлен двумя факторами: размерами автомобиля и наличием единственного гаража.

Увиденные мною оснащенные по последнему слову техники лодки американских рыболовов до сих пор остаются для меня голубой мечтой. Для их перевозки от одного водоема к другому необходим мощный трейлер-прицеп, для хранения которого нужен просторный отдельный гараж или постоянное парковочное место на каком-то причале. Если первое мне пока не по карману, то второе в условиях наших морозных зим просто нереально.

Я остановил свой выбор на надувной лодке с жестким килевым дном Zodiac-Bombard С4. В сложенном виде эта весьма объемистая лодка умещается в багажнике моего автомобиля и еще оставляет место для перевозки мотора.

Впрочем, таскать повсюду собственный катер вовсе не обязательно. Если я отправляюсь на знакомую рыболовную базу, где есть удовлетворительный лодочный парк, оставляю свой «Зодиак» дома, благо система удобных крепежей позволяет без проблем зафиксировать навесное троллинговое оборудование практически на любой лодке.

Теперь пару слов о моторах. Когда-то у меня был отечественный 30-сильный «Вихрь», после него на транце моей лодки побывали многие другие представители советской технической мысли. Учитывая, что я не Бог весть какой механик, скажу лишь одно - намаялся я с ними изрядно. И когда, наконец, смог купить свою первую четырехтактную «Ямаху», моей радости не было конца: подкачал бензин - дернул - завел - поплыл!

Кстати, для человека, собирающегося ловить рыбу троллингом, дилеммы двухтактного или четырехтактного двигателя быть не должно. Если во время рыбалки ветер будет дуть с кормы, то выхлопные газы от двухтактника делают комфортное пребывание в лодке абсолютно невозможным. Так что выбирайте: либо дышать, либо плыть только против ветра.

Да и постоянный сильный шум за кормой тоже не радует. У многих американцев на их лодках можно увидеть два двигателя: один - мощный (от 100 до 250 «лошадок», в зависимости от размера лодки), часто двухтактный; другой - маленький (6-15 сил) четырехтактник, для собственно ловли. Если на первом, большом движке лодка буквально пролетает многие километры от одного места до другого, то второй на малых оборотах вступает в работу тогда, когда снасти распущены за кормой.

Поскольку на транце моей надувной посудины места не так много, я был вынужден ограничиться одним движком. Я выбрал нечто среднее между скоростью и возможностью медленно плыть с работающими за кормой снастями.

Yamaha 9.9 - стал для меня наиболее приемлем.

Кроме мотора, у меня на транце еще закреплен маленький электромотор, отражатель эхолота и две подставки под удилища. Еще два удилища я закрепляю по обоим бортам. Если собираюсь ловить с использованием системы «даунриггер», то от электромотора приходится отказываться.

Троллинг - кайф по-американски

Не могу не сказать о том, насколько на американских лодках продумана защита от волны и брызг воды, когда «буржуйская» лодка медленно ползет вдоль подводной бровки кормой вперед (так называемый бэк-троллинг - back-trolling). Чуть сзади кормы на лодке закреплены прозрачные пластиковые пластины, не дающие воде захлестывать лодку. К сожалению, на своей лодке я пока еще ничего подобного не придумал. О том, для чего рыболову нужен этот самый back trolling, я расскажу в следующих статьях.

когда буду подробно описывать все многочисленные способы троллинговой рыбалки. Поверьте, их гораздо больше, чем я себе представлял, полагая, что ловить можно на приманки с лесками, распущенными только за кормой плывущей вперед лодки.

Мой подход к ознакомлению с этим, тогда еще новым для меня, видом ловли был весьма обстоятельным. Накупив большое количество различной литературы по троллингу, я приобрел еще и множество видеокассет, в которых наглядно показывались и подробно описывались все тактические и технические приемы.

Два мастера-профессионала, победители многих турниров по ловле судака троллингом Гзри Парсонс и Кейт Кавайец (Gary Parsons и Keith Kavajecz) самым обстоятельным образом, шаг за шагом демонстрировали всю сложность подхода к процессу. В их рассказах можно было часто слышать слова «революционная система».

В чем же ее новизна? В том, что рыболов тщательно подбирает приманку в зависимости от времени года, температуры воды и активности рыбы и различными способами заглубления доставляет ее именно в тот горизонт, в котором в данный момент находятся косяки кормовой мелкой рыбы и охотящиеся на нее хищники.

Впоследствии зарубежный опыт не раз приносил мне успех на российских водоемах. И скажу прямо, красивый дорогой катер - отнюдь не главное в этом деле. Используя качественное навесное оборудование для троллинга, я успешно монтировал его и на старом «Прогрессе», и на обычной «Казанке». Так что обратимся теперь к самой технике ловли.

Сразу хочу упомянуть о том, что при ловле с четырьмя (и более) оснащенными удилищами необходим надежный напарник. Слаженность и взаимопонимание двух рыболовов в одной лодке - непременное условие успеха. Если один контролирует снасти и постоянно наблюдает за показаниями эхолота, то другой следит за скоростью лодки и помогает взять пойманную рыбу в подсачек.

Для того чтобы лески распущенных за кормой снастей при поворотах лодки не перепутывались, расстояния между параллельно идущими приманками следует по возможности увеличить. Этому служат закрепленные на лесках крайних левого и правого удилищ специальные плавающие планеры. Они действуют по принципу «водяного кораблика», разводя широко в стороны лески этих удилищ. Два внутренних удилища, зафиксированных в подставках на корме, тоже разводят в стороны.

Таким образом, расстояние между параллельно идущими приманками составляет примерно 5-6 м. И если во время поиска рабочей глубины, где рыба наиболее активна, пустить приманки с различным заглублением, то можно себе представить, какую широкую акваторию будут исследовать ваши снасти как по горизонтали, так и по вертикали.

Троллинг - кайф по-американскиУчитывая, что по горизонтали четыре удилища облавливают площадь 20-25 м, все повороты с изменением курса следует закладывать по очень большой траектории, тогда лески параллельных удилищ не перехлестнутся между собой. И когда, наконец, подобрана оптимальная приманка и найдено ее необходимое заглубление, один из рыболовов, ответственный за правильную работу всех снастей, быстро перестраивает все удилища. При этом второй рыболов, следящий за скоростью, в зонах наиболее частых поклевок, не останавливая лодки, выбрасывает за борт яркие буйки, которые будут служить ориентиром при последующих проплывах.

Если на больших озерах этими активными зонами чаще всего являются подводные возвышенности, иногда весьма обширные, обычно с подводными расщелинами и нагромождением крупных камней, то на водохранилищах и судоходных реках верным ориентиром становятся подводные русловые бровки.

От рыболова, который держит в руках штурвал или сидит на корме, румпелем задает направление и скорость движения и постоянно корректирует свои действия в соответствии с показанием эхолота, требуется немалое мастерство, сообразительность и расторопность. Лодка должна плыть по краю подводного обрыва. И если две крайние приманки могут идти по верхнему краю бровки, то две другие должны прочесывать глубинные горизонты.

Как только на одном из удилищ происходит поклевка, и двум рыболовам удается поднять в лодку первый трофей, за борт немедленно выбрасывается буек, и удачливая снасть снова отправляется на заданную позицию. При этом лодка постоянно находится в движении. Активный хищник может быть обнаружен на любой глубине. И если поклевки повторяются на каком-то определенном удалении от лодки и на какой-то приблизительно одинаковой глубине, это говорит о том, что состояние атмосферного давления, температура воды, наличие (или отсутствие) термоклина заставляют кормовую рыбу, а вслед за ней и хищника держаться определенных, оптимальных в данное время глубин. Правильным тактическим решением будет сосредоточить наиболее востребованные сегодня приманки именно в этой зоне. И последующие проплывы от буйка до буйка дают рыболову прекрасную возможность для успешной ловли.

Троллинг - кайф по-американски

Для того чтобы, посетив этот водоем в следующий раз, вновь успешно половить, все данные о самых клевых местах необходимо ввести в память своего GPS-навигатора или по старинке записать ориентиры в блокнот.

Каковы основные принципы построения грамотной системы при отборе необходимых удилищ, катушек, шнуров, лесок, поводков и приманок для ловли троллингом в наших российских условиях? Как мне кажется, весьма досконально изучив опыт наших заокеанских коллег, я смог построить свою собственную, индивидуальную концепцию троллинговой ловли на наших внутренних водоемах. Много раз выезжая на различные водоемы ближнего Подмосковья, большие озера Тверской и Новгородской областей, на просторы Ахтубы и волжской дельты, я имел возможность убедиться в том, что моя концепция работает. Те принципы ловли, которыми пользуются американские профессионалы, прекрасно подходят и к нашим условиям.

Если выбор лодки, мотора и различного вспомогательного оборудования для каждого рыболова индивидуален, то я хотел бы акцентировать внимание читателя на том, что, с моей точки зрения, наиболее ценно и практично, - на многочисленных системах заглубления, правильном выборе приманок и на других технических и тактических приемах.

В этой первой статье, учитывая большой объем излагаемого материала, я ограничусь описанием моего выбора удилищ, катушек и шнуров.

Троллинг - кайф по-американски

Часто рыболовы, активно охотящиеся на хищную рыбу со спиннингом, пытаются ловить троллингом как бы «заодно», то есть, отпускают свои приманки за корму плывущей лодки, добираясь до выбранного места. Если приманка соблазнительна для рыбы и, не цепляясь за дно, проплывает в местах, где предположительно держится хищник (вдоль стены камыша, в зоне перепада глубин, на краю бровки затопленной реки и т.д.), то рыболов вполне может надеяться на достаточно весомую прибавку к основному улову. И каково же бывает удивление убежденного спиннингиста, когда поднятые на борт экземпляры по весу и количеству часто превосходят улов, который предполагалось добыть своим любимым способом, то есть
спиннинговой снастью взаброс.

А ведь объяснение этому факту достаточно простое.

Представьте себе, какова площадь облавливаемого подводного ландшафта, когда приманка постоянно находится в зоне потенциальных поклевок и непрерывно движется перед мордами голодных хищников, и как коротка по сравнению с ней дистанция проводки при ловле взаброс. Иными словами, ваша снасть находится в режиме активной ловли столь долго, сколь долго движется ваша лодка.

Как правило, спиннингисты, о которых шла речь выше, используют то же удилище и ту же катушку, что и для ловли с подмоткой. Если на лодке стоит мотор, то удилище держат в руках; если же лодка весельная, то удилище либо закрепляют в специальной подставке, либо просто упирают комлем в днище, оперев его среднюю часть на рюкзак, сумку или ящик с приманками.

Я частенько вспоминаю весьма показательный случай, лет десять назад произошедший со мной и с моим, к сожалению, погибшим другом, известнейшим российским рыболовом Оскаром Яковлевичем Соболевым во время нашей совместной рыбалки на ахтубинских просторах.

Тогда, уже увлеченный ловлей троллингом, я все пытался уговорить его попробовать порыбачить новым способом. Мастер был ярым приверженцем джиг-спиннинга, и мне с трудом удалось уговорить его (он управлял мотором нашей лодки, то есть был капитаном корабля) проплыть с распущенными снастями по достаточно мелководному перешейку между Парашкиной протокой и основной Волгой.

На конце моей 14-фунтовой «плетенки» к поводку был пристегнут 7-сантиметровый плавающий шумящий воблер Fat Rap. Лопасть воблера постоянно бороздила донный песок. Глубина была около полутора метров.

Вдруг трещотка моего мультипликатора известила меня о, казалось бы, неизбежном - мертвом зацепе. Остановив лодку, мы начали приближаться к злополучному месту, но оба буквально разинули рты от удивления, когда уходящая под воду леска двинулась поперек протоки.

Оскар воскликнул:

- Это сом!

И это действительно был ОН!

Дрейфуя вместе с подсеченной рыбой, мы попытались вывести ее на чистый песчаный участок берега. Несколько раз сом залегал поленом на дне, и лишь частые удары рукой по удилищу заставляли его вновь сдвинуться с места.

Борьба длилась 30-40 минут. Когда сом оказался на берегу, я увидел, что моя снасть работала на пределе своих возможностей. Плетеная леска вблизи поводка была весьма взъерошена, а тройники и заводные кольца пребывали на грани разгибания. В этом соме при взвешивании оказалось чуть больше 28 кг.

Первое, что я услышал от Оскара:

- Это случайность!

Тогда я предложил ему повторить попытку. Заменив на воблере заводные кольца более мощными, а штатные «рапаловские» тройники - морскими, я привязал эту пузатенькую «погремушку» к более мощной снасти.

Не буду рассказывать в подробностях всего, что случилось дальше. Скажу коротко: пять проплывов - пять сомов.

Об этом эпизоде сначала узнала администрация тогда еще только открывшейся, а ныне весьма популярной базы «Успех». Но, как известно, подобные слухи очень быстро становятся руководством к действию.

Сегодня можно увидеть и десятки лодочек и лодок с закрепленной парой троллинговых удилищ на бортах, и всевозможные катера, оснащенные по последнему слову техники и ощетинившиеся удилищами, словно дикобраз. Весь этот маломерный флот бороздит не только Ахтубу и ее протоки, но и коренную Волгу вплоть до самой Астрахани.

Я знаю многих талантливейших спиннингистов, которые ни за какие коврижки не станут ловить троллингом. Точный заброс и удар рыбы по приманке, передающийся в руку через элегантную сбалансированную снасть, - вот их истинная страсть, измена которой приравнивается к предательству.

Но есть и немало таких, кто считает троллинг перспективным и увлекательным способом ловли. Им я и постараюсь подробно изложить основные принципы составления снасти, которыми руководствуюсь сам уже много лет.


Стр.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Дата публикации: 13-04-2010



Категории:
Статьи, Троллинг

Теги:
Троллинг, Рыболовный опыт, Техника ловли, Рыболов Elite
  • Рекомендации ГИМС Мурманской области по выбору надувной моторной лодки
  • Джерк-бейт и троллинг
  • Донный троллинг: глубже не бывает (часть третья)
  • Донный троллинг: глубже не бывает (часть первая)
  • "Прямой" троллинг. Прост как правда

  • © 2001 - 2023 infofishing.ru О сайтe | Обратная связь