infofishing.ru

Всё равно

infofishing.ru » Статьи

Сплав по Оке (Восточные Саяны)

Только что из долгой и опасной рыболовной экспедиции вернулись наши рыболовы: Алексанадр и Нина Гузенко, юные члены нахлыстовой лиги рыболовного клуба «Посейдон» - Саша Игнатенко и Иван Глушко. Вчетвером на двух простых резиновых лодках они прошли саянский каньон 4 – 5 категории сложности. Подробности этой истории рассказывает А. Гузенко, зам.гл. редактора «Рыбацкого счастья».

Экипаж Александра и Нины Гузенко.

Почти месяц понадобился нашей экспедиции для столь трудного и необычного путешествия. Еще в Ростове, просматривая «видео» нашего известного сплавщика из т/к «Планета» Сергея Титаренко, я представлял этот поход возможным с обходом наиболее опасных порогов, но когда мы воочию увидели все, что предстояло нам преодолеть, мне стало не по себе. Хочу заметить, что мы решили пересечь Саяны в этом месте не из-за того, чтобы показать, какие мы крутые сплавщики, а скорее из-за необычно интересных для нахлыста мест, изобилующих непуганым хариусом и ленком. Более 5 гигабайт фото и почти трехчасовой фильм сняли мы в этом походе. Ребят, впервые в жизни прошедших такие испытания, мы планируем представить к награде на первых заседаниях нашего клуба. Достаточно сказать, что в каньоне Орха-Бом, имеющем сотни препятствий на семидесятикилометровом участке, за всю историю сплавов произошло немало опасных приключений, о чем красноречиво говорят множественные обелиски на его берегах. В начале прошлого века, здесь, например, погиб целый белогвардейский полк, пытавшийся пройти каньон на плотах. Иные места своими красноречивыми названиями: «Пронеси господи!» или «Памяти трех геологов» заставляли нас быть наиболее осторожными и готовыми к любого рода неожиданностям, подстерегающим человека в каньоне.

Этот наиболее опасный участок трехсоткилометрового сплава на станцию «Транссиба» мы преодолевали в течении двух недель, хотя при таком течении в обычной реке, нам бы хватило и двух дней. Порою нам казался необычно длинным и трудным пятикилометровый участок за день. Мы предварительно прощупывали все места, разведывая подход по берегу, учитывая каждый торчащий камень или прижим, готовый раздавить лодку. Мне едва хватило сорока километров перед каньоном для более или менее удовлетворительного обучения ребят всем премудростям горной реки. Помог и опыт прохождения «быстрых» речек в бассейне Дона.

Сплав по Оке (Восточные Саяны)
Ленок схватил со 2-го заброса.

Предупрежденные о том, что нас ожидает в каньоне, мы еще могли вернуться так же, как и приехали, через Байкал. Но что-то непреодолимо тянуло нас в каньон. Когда мы оказались перед его страшными каменными воротами(все это видно в фильме), с одной стороны нависала скала, напоминающая зловещего орла с герба «рейха», а с другой - белая мистическая пирамида среди черных от времени скал. Что с нами случилось дальше и как мы преодолели все 70 км страха и полного рыболовного счастья в каньоне Орха-Бом, в дальнейшем я опишу более подробно, хорошо осмыслив, что это было на самом деле, а пока приведу лишь комментарии моих отважных попутчиков. Здесь я делю наши небольшие экипажи двух «Уфимок» на штурмана и капитана. Во второй лодке таковыми были наш Ваня Глушко, как ассистент оператора и впередсмотрящий при обходе шивер, «бочек» и больших камней, и наш Саша Игнатенко, прозванный нами «Паганелем»(если помните «Дети капитана Гранта» Ж. Верна) за отличные экскурсии в области энтомологии.

Итак, о нашей экспедиции пишет шестнадцатилетний штурман и нахлыстовик Иван Глушко:

«Перед экспедицией в опасные отроги Восточных Саян мы прошли около сотни км по мощной, но относительно спокойной Чуне, в междуречье Бирюсы и Саянской Оки. Жаркое лето в этом районе принудило всю рыбу, за которой мы и охотились, уйти в верховья, и мы поменяли свои планы пятисоткметрового спуска в Ангару. Мы вернулись с БАМА на «Транссиб», добрались до Байкала и лишь там, от его побережья попали на единственную дорогу к верховьям Саянской Оки (Ахи по-бурятски). Вторая часть нашего похода предполагала доброску до бурятского высокогорного селения Орлик на машине и дальнейший сплав в направлении «Транссиба» для возвращения. Река была в почете у бывалых сплавщиков за её крутой нрав и опасные пороги, и про каньон Орха-Бом ходили легенды.

Сплав по Оке (Восточные Саяны)
А.Игнатенко и И.Глушко с ленком.

Все приезжающие сюда имели хорошо экипированные катамараны, рафты и каяки. Но когда они слышали, что мы плывем на обычных «резинках» да еще и без соответствующих спас.средств, удивлению их не было предела. Любая группа была готова предложить нам руку помощи и содействие в прохождении опасных участков, если таковые будут для нас непроходимыми. Мы лишь заручились более подробными лоциями, и решили использовать наши надувные подушки в качестве спасательных поясов. По лоции мы выяснили, что на шестидесятикилометровом участке нас ждет около семидесяти порогов и шивер 3-5 категории сложности. Ужас вызывали даже названия порогов: «Имени трех геологов», «Пронеси Господи» или «Мельница», по берегам которых остались памятники и мемориальные доски. Мы привыкли к спокойным донским речкам и все опасности приходилось нам испытывать впервые, хотя Александр Федорович Гузенко все время старался держать ситуацию под контролем, предварительно разведывая все подходы к порогам.

К сожалению, на этой горной реке нельзя было все предусмотреть и даже постоянное внимание и осторожность не спасала нас от попадания в валы и бочки с последующим отчерпыванием воды на каждом повороте. Страх трудно было подавить, но именно он и делал нас с каждым порогом все более осторожными и опытными.

Но за все наши испытания в конце каждого трудного дня нас ожидала просто волна радостных эмоций от невероятно интересной рыбалки на мушку. На всем протяжении каньона мы встретили массу хариусовых и ленковых мест. И если с тайменем нам не повезло(всего два маленьких таймешонка поймал Саша и мы их тут же отпустили), то уж ленков и хариусов мы половили вдоволь! Особо нам запомнилась небольшая протока, тихо огибавшая остров, на котором мы сильно устав, решили отдохнуть пару дней. Это было красивейшее место, просто мечта, этакое рыболовное «Эльдорадо», где хариус хватал на каждом шагу. Все там было сказочно прекрасно: и водопады, и кедры на скалах и масса грибов и ягод на солнечных полянах, и яркие плавники стоящих в воде хариусов, отливающих радужными отблесками в солнечных лучах. Необыкновенное зрелище, подаренное нам саянской тайгой!

«Паганель»- Александр Игнатенко(16 лет), в горах впервые, капитан второго экипажа «Уфимки», нахлыстовик и спиннингист уже со стажем побед:

- Да, эти пороги я запомню на всю жизнь, особенно «Пронеси Господи»,»Харагольский» и «Мельницу», на которых мы буквально прорывались сквозь страшные двухметровые валы. С содроганием вспоминаю «Ари– Бурье» и «Охинский», оставившими наиболее яркие впечатления, где мы едва успели проскочить трехметровые волны и «бочку», из которой мы едва выплыли, нахватавшись адреналина не меньше, чем воды в лодке! Во многих случаях сопротивление стихии могло только осложнить обстановку и проще было предоставить лодку самому течению, мягко огибавшему опасные валуны. Только при прямой угрозе приходилось чуть подправить лодку веслами и она пробивала по инерции массу воды. Конечно, мы старались особо не рисковать, и если позволяла река проходили особо опасные участки ближе к берегу. Проплывая вплотную к страшным валам, мы смогли оценить их мощь и ворота ада, дышащие на нас массой ледяной воды. Когда все это видишь впервые в жизни, то поневоле начинаешь понимать цену жизни, что мы не могли оценить, читая приключенческие романы на теплых диванах в городе. Только в тайге и тут на реке я стал понимать, как прекрасна борьба за выживание, почти как в бою!

Хариус божественный.

Кроме рыболовного, меня еще ждал и энтомологический «рай» с массой интересных обитателей каньона на каждом шагу. Все эти многочисленные поденки и веснянки гигантского размера, необычные бабочки, нимулиды и жуки-дровосеки. Имитации некоторых насекомых на крючках приносили нам неплохие уловы хариусов.

Ленок брался и по свету на имитации мелких мышей. Одно удовольствие нам доставила и ловля всех этих рыб на ультралайт, в основном на «вертушки».
Честно скажу, что и рыбалка, и этот экстрим, и сами Восточные Саяны прекрасны и незабываемы, думаю, что мы внесли еще одну страницу в летопись нашего клуба «Посейдон»

Подробней о сплаве по реке Ока (Восточные Саяны).

Дата публикации: 01-07-2011

Категории:
Статьи

Теги:
Туризм, Республика Бурятия, Иркутская область, Хариус, Ленок
  • Сплава по горным и предгорным рекам